promedia.ru media-online.ru radio-online.ru ambient.media-online.ru customline.ru webcom-media.ru
Аналитика
31 мая 2007 | 11:56

Обзор ДК: Печатные СМИ Красноярска

Версия для печати
Комментарии [ 0 ]
Местный рынок печатных СМИ в прошлом году прирос примерно на 20%. Издатели в один голос утверждают: такую динамику ему обеспечили телегиды. По их прогнозам, в ближайшее время эстафету перехватят нишевые издания. В перспективе — увеличение количества глянцевых и деловых журналов.

эксперты
Андрей Ван
президент УК «НОТАБЕНА»
Наталья Кулакова
исполнительный директор «Издательской группы ПЕРВАЯ ПОЛОСА»
Дмитрий Лепухов
генеральный директор «Комсомольская правда – Красноярск»
Павел Лоскутов
учредитель ИД «Империум»
Андрей Репп
директор журнала «CATALOG»
Евгений Рудов
генеральный директор «Телесемь. Красноярск»

Президент УК «НОТАБЕНА» АНДРЕЙ ВАН уверен: красноярский рынок печатных СМИ только формируется. Причиной тому медиаистория города. «В Красноярске всегда было сильное телевидение. Исторически сложилось так, что здесь работало несколько вполне солидных каналов. Тогда это был самый емкий рынок, основные рекламные бюджеты перетекали к телевизионщикам. И пресса в этой ситуации не развивалась быстро. Коллеги из других городов удивляются: почему в Красноярске такие низкие тиражи? А у нас на заре формирования рынка люди чтению уделяли меньше времени, чем телевизору», — говорит г-н Ван.

Медиапроекты окупаются за два-три года
По данным управления информационной политики Совета администрации Красноярского края, сегодня в Красноярске работают 34 издания (не считая рекламных) с местным контентом. Из них 15 журналов и 19 газет. Андрей Ван поясняет, что это число качественных проектов с постоянной тиражностью и периодичностью выхода: «На рынке много изданий, которые создаются с целью «срубить денег». Они регистрируются, набирают рекламу на первый номер, а потом где-то через месяц у них возникают проблемы: начинает «скакать» периодичность, и в конце концов они закрываются». Директор журнала «CATALOG» АНДРЕЙ РЕПП считает: сегодня создать качественное издание с интересным, «цепляющим» наполнением, имея в кармане миллион рублей, невозможно. «А именно на эту сумму рассчитывает большинство начинающих медиамагнатов. Поэтому проекты с такой суммой инвестиций долго на рынке не задерживаются», — утверждает г-н Репп.

Издатели отметили, что порог вхождения в разные сегменты данного бизнеса начинается с 3 млн руб. «Это в случае если у вас есть опыт работы в издательском деле. В противном случае в создание, например, журнала придется вложить около 5 млн руб. А окупаемость у таких проектов большая — в среднем два-три года», — делится опытом Андрей Ван.

В газетном сегменте порог вхождения еще выше. ЕВГЕНИЙ РУДОВ, генеральный директор «Телесемь. Красноярск»: «Чтобы сделать профессиональный, жизнестойкий продукт в сегменте телегидов, понадобится от 18-20 млн руб. на первые два года становления проекта, но если есть желание потеснить лидеров, то и этих денег не хватит». Например, только во вхождение телегида «Теленеделя» в 30 регионов России «Украинский Медиа Холдинг» вложил около $25 млн. Такую масштабную сумму инвестиций игроки рынка объясняют большими вложениями в производство, промоушн и контент продукта. Евгений Рудов: «Федеральный контент — это наше конкурентное преимущество. Поэтому, кстати, на местном уровне без сетевого наполнения эксклюзивными интервью и новостями трудно сделать качественный продукт». Г-н Рудов добавил, что кроме вложений в наполнение издания средства вкладываются и в продвижение продукта: «Без этого на высококонкурентном рынке не выжить». Та же «Теленеделя» только на запуске на продвижение продукта потратила $300 тыс. Андрей Репп привел в пример свое издание: «При входе на рынок мы около 30% первоначальных инвестиций вложили в продвижение журнала: это и реклама, и присутствие в сетях распространения».

Лидеров узнают по тиражам

Традиционно на рынке периодической печати эксперты выделяют два основных сектора: газеты и журналы. ДМИТРИЙ ЛЕПУХОВ, генеральный директор «Комсомольская правда – Красноярск»: «В этом случае газеты разделяются на ежедневные (например, «Городские новости», «Комсомольская правда», «Красноярский рабочий», «Сегодняшняя газета») и еженедельные. Это прежде всего «Аргументы и факты», «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Жизнь» и т.д.». Большинство журналов делится на еженедельники («Бизнес актив» и «Деловой квартал») и ежемесячники («Chief-Красноярск», «Дорогое удовольствие», «СATALOG» и т.д.).

Игроки предложили еще один вариант сегментирования этого рынка — на основе ранжира изданий компанией TNS Gallup Media. Согласно TNS печатные издания делятся на издания b2b, general interest и специализированные СМИ. В Красноярске в сегменте изданий b2b работает «Налоговый вестник». К специализированным СМИ эксперты относят все газеты и журналы, рассчитанные на узкую аудиторию. Эта ниша вмещает в себя женские, мужские, автомобильные журналы, деловые издания и т.д. Самый большой сегмент печатных СМИ в городе — издания general interest (рассчитанные на широкую аудиторию). В него входят общественно-политические газеты («Городские новости», «Известия», «Комок»), включая таблоиды («Комсомольская правда», «Жизнь», «Красноярский комсомолец»), а также телегиды.

Андрей Ван утверждает, что выделить лидеров рынка в каждом из сегментов очень трудно. «Здесь главный вопрос: как считать? Издание может собирать много рекламы, но выходить альманахом по принципу «собрали денег — вышли». Есть периодика со стабильным выходом, но рекламы у нее не так много. Потом нельзя забывать, что на этом рынке лидеры могут меняться ежемесячно. Например, сегодня журнал успешен, много рекламы, интересный контент, а завтра рекламодатель передумал размещаться, журналисты разбежались и в итоге издатель сработал «в минус».

Дмитрий Лепухов считает верным определять лидеров по тиражам: «Это объективно. Большой тираж — залог того, что издание востребовано у читателей. А в убыток печатать продукцию никто не будет». По данным «Комсомольской правды – Красноярск», самые «тиражные еженедельники» — телегиды «Телесемь» (78,7 тыс. экз.) и «Телевизор» (50 тыс. экз.). Общественно-политические издания: «Комсомольская правда – Красноярск» (33,7 тыс. экз.), «Красноярский рабочий» (23,8 тыс. экз.), «МК в Красноярске» (23 тыс. экз.).

Основной рост рынку дали телегиды

В прошлом году, отмечают эксперты, рынок печатных СМИ прирос на 20%. Дмитрий Лепухов: «Такая динамика сохраняется уже два года». Издатели единодушны: основной рост рынку дали телегиды. «За прошедший год ни один из сегментов не претерпел таких изменений, как телегиды. Новые проекты запускались один за другим», — говорит Андрей Ван. По словам Евгения Рудова, ниша телегидов в 2006 году росла быстрее рынка и увеличилась в среднем на 30%.

Сегодня в городе работают три телегида: один местный — «Телевизор» — и два федеральных бренда («Телесемь» и «Теленеделя»). По словам исполнительного директора «Издательской группы ПЕРВАЯ ПОЛОСА» НАТАЛЬИ КУЛАКОВОЙ, красноярская ниша телегидов значительно изменилась весной прошлого года: «До этого времени в городе выходило два проекта — местный «Телевизор» и «сетевой» «Телесемь». В апреле 2006 г. ниша пополнилась еще одним «сетевиком» — журналом «Теленеделя», а в мае стартовал второй местный телегид «Семь пятниц», который прекратил свое самостоятельное существование в мае этого года».

Телегидный бум эксперты объясняют несколькими причинами. Андрей Ван: «Еще несколько лет назад эта ниша была практически свободна, а потому привлекательна для инвесторов. Проекты открывались один за одним». Евгений Рудов добавляет, что для инвесторов этот сегмент стал привлекательным во многом потому, что дает большой охват читательской аудитории: «Сегодня аудитория одного номера «Телесемь» достигает 203000 человек. Эти цифры позволяют нам конкурировать с бесплатными рекламными газетами».

Дмитрий Лепухов называет еще одну причину интереса инвесторов к данной нише: «Красноярск всегда отличался сильным телевидением, а следовательно, телегидам постоянно есть о чем написать. Контент востребован аудиторией. В городах, где ТВ не играет большую роль, телегиды плохо развиваются».

Несмотря на появление в городе уже двух сетевых проектов в этой нише, рынок телегидов еще не насыщен, уверены эксперты. Сразу несколько участников рынка заявили «ДК», что уже в этом году они ждут появления в Красноярске двух федеральных телегидов. Евгений Рудов: «Говорить, кто это будет, пока сложно. Мы обладаем лишь неофициальной информацией. Но то, что придут «сетевики», стопроцентно. Местные финансово не потянут подобные проекты».

Издатели увлеклись бесплатным распространением

Игроки утверждают: одной из тенденций последних двух лет стало исчезновение платного распространения как статьи доходов для печатных СМИ. По данным ИД «Империум», доходы от реализации изданий компании составляли всего около 15%. В то же время ежемесячная плата за вход в розничную сеть составляет от 40 до 50 тыс. руб. Андрей Ван: «Распространяясь платно, многие игроки рынка не то что не получают прибыль, они терпят убытки. На моей памяти были примеры, когда издатели привозили в сеть распространения около 600 экземпляров своего продукта, а через несколько дней ровно столько же увозили обратно, не продав ни одного экземпляра».

Андрей Репп отмечает, что платное распространение в первую очередь невыгодно местным специализированным изданиям: «Такие проекты, особенно работающие в премиальной нише, рассчитаны на узкую аудиторию, которая чаще всего и не смотрит на киоски «Розпечати». Поэтому в данном случае распространяться платно — это все равно что стрелять из пушки по воробьям. Доставить продукт своему читателю таким способом очень трудно».

Сложившаяся ситуация заставила некоторых издателей отказаться от продажи своих продуктов и искать альтернативные способы распространения. «Мы нашли выход. Запустили бесплатное издание — «Метроном», рассчитанное на массового читателя, с телевизионной программой и небольшими заметками на актуальные темы. Сначала мы его распространяли только на Взлетке, а потом «пустили» по всем районам города, стали выкладывать в супермаркетах», — делится своим опытом г-н Ван.

По тому же пути в ноябре прошлого года пошел ИД «Империум», переведя свой проект «Очевидец» из платного издания в бесплатное. Тогда учредитель ИД «Империум» ПАВЕЛ ЛОСКУТОВ рассказывал «ДК», что «бесплатные проекты» будут востребованы, так как рынок подобных изданий не насыщен. Сейчас, по информации «Делового квартала», г-н Лоскутов сократил тираж бесплатного «Очевидца» (со 100 тыс. до 65 тыс. экз.). Сам учредитель ИД «Империум» причину снижения тиража объяснил сезонным спадом продаж.
Несмотря на печальный опыт «Очевидца», Андрей Ван уверен, что переход на бесплатное распространение — тенденция будущего. «Это логично хотя бы потому, что проект «бесплатной газеты» выгоден и экономически. За полгода мы вывели «Метроном» на точку безубыточности. Для платных изданий это очень быстрый срок, точка безубыточности наступает у них обычно в два-три раза дольше», — говорит президент УК «НОТАБЕНА». С ним соглашается и Андрей Репп. Он отмечает, что для многих изданий платное распространение останется лишь как имиджевая составляющая: «Несколько экземпляров будет поставляться в розничные сети, чтобы рекламодатель видел: мы здесь, мы существуем».

Читатели газет придут из Интернета
Аналитики прогнозируют, что в ближайший год красноярский рынок печатных СМИ вырастет на 20-25%. Издатели считают, что такой рост ему обеспечат иногородние медиакомпании. Андрей Ван: «Сетевые проекты будут заходить к нам. Например, я знаю, что вторую попытку прихода в Красноярск хочет предпринять ИД «Провинция». Андрей Ван добавляет, что рынок прирастет специализированными изданиями: «Будут развиваться нишевые проекты. Появятся деловые издания, журналы для мужчин и женщин и так далее. То есть инвесторы будут заходить в пока мало освоенные сегменты рынка периодики». Но, по словам Дмитрия Лепухова, издателям недолго придется «снимать сливки» с растущего рынка. Он уверен: сегмент периодической печати замедлит рост уже через несколько лет. Придет новый читатель, который станет смотреть газету в Интернете или по сотовому телефону. «Мы с этим сталкиваемся уже сейчас. Рост тиражей замедляется, а число онлайновых читателей растет. Например, у нас тираж ежедневной газеты по России за год вырос всего на 4%, а количество интересующихся Интернет-версией издания — на 50%», — говорит г-н Лепухов.

Такая динамика заставила «Комсомолку» обратить внимание на свой сайт. В конце мая она обновила и пополнила контент сайта: увеличила количество рубрик, ввела элементы интерактивного общения с онлайновым читателем (форумы, чаты и т.д.). Под обновленный сайт «КП» расширила штат. По пути «КП» собираются идти и другие издания. Андрей Репп рассказал «ДК», что «CATALOG» сейчас также разрабатывает концепцию будущего сайта. Дмитрий Лепухов: «Если сейчас упустить Интернет-аудиторию, потом ее можно потерять безвозвратно».


мнение

На рынке телегидов новым игрокам делать нечего


Наталья Кулакова
исполнительный директор «Издательской группы ПЕРВАЯ ПОЛОСА»:
— Сетевые издания, запланировавшие выход на красноярский рынок в телегидном формате, с большой долей вероятности не будут иметь успеха и не приобретут обширной аудитории. Так, с весны 2006 года на местном рынке стартовал «сетевой» телегидный проект «Теленеделя», не сумевший в итоге «перетянуть» уже распределившуюся аудиторию. Просто рынок сегодня поделен. Основные приоритеты расставлены. Сегмент телегидов четко дифференцирован среди жителей города. В таких условиях вероятность появления «нового лидера» минимальна. Запуск местных проектов в этом формате еще менее реален. Чтобы завоевать читательскую аудиторию, им придется предложить революционно новый контент. А это для местного издания-новичка невозможно.
Журнал "Деловой квартал - Красноярск"
Автор: Виктория Пашнина


Комментарии:
 Добавление сообщения
 Текст: 
 Автор: 
 E-mail: 



Аналитика
Новости
На главную страницу
Подняться в верх страницы
Написать письмо редактору сайта
Rambler's Top100