promedia.ru media-online.ru radio-online.ru ambient.media-online.ru customline.ru webcom-media.ru
Аналитика
15 октября 2007 | 13:21

Служба сточной информации

Версия для печати
Комментарии [ 0 ]
В России более 50 тыс. зарегистрированных средств массовой информации. Тысячи людей стараются донести новости до конечного потребителя в срок, и среди них - медиаинтеграторы. Они собирают и обрабатывают информацию из регионов и поставляют ее в Москву. Их обороты невелики, зато и инвестиции в подобную фирму редко превышают $15 тыс., а рынок этот ежегодно вырастает на треть.

Информпоток

Сколько в России на самом деле издается газет и журналов, сегодня не знает никто. Тем не менее даже самая маленькая провинциальная газета находится "под колпаком" профессиональных сборщиков информации, называющих себя модным словом "медиаинтегратор".

Бизнес их устроен так. После получения свежих газетных полос, обычно в pdf-файлах (а иногда и в печатном виде), их переводят в стандартный txt-файл, а затем отправляют заказчикам - крупным московским информагентствам, пресс-службам губернаторов, нефтяникам, политическим партиям, то есть всем, кто в информации заинтересован и готов за нее платить.

Впрочем, среди таких потребителей крупных информагентств сейчас практически не осталось.

Борис Соркин, владелец и управляющий директор агентства REGNUM: Нас не интересует вторичная информация, у нас имеется своя сеть из четырех сотен корреспондентов на местах, которые, кстати, получают за поиск новостей деньги, и вторичная информация нам просто не нужна. Если мы узнаем, что корреспондент взял новость у кого-то, санкции могут быть весьма серьезными, вплоть до увольнения. Это нашими новостями обычно все пользуются, часто без ссылок.

Однако многие агентства до сих пор покупают недорогую информацию из регионов у медиаинтеграторов.

Нина Григорьева, генеральный директор агентства "Медиалогия": Мы называем эти небольшие региональные компании просто поставщиками.

Собственно, именно "Медиалогия" и еще две платных информационных базы являются основными заказчиками агентств "Интегрум", "Публичная библиотека", Park.ru, поставляющих информацию из регионов. Заказчики самой "Медиалогии" прежде всего PR-отделы и департаменты безопасности крупных компаний, нуждающиеся в информации о своем рынке, о конкурентах и партнерах.

Нина Григорьева: Отличительная черта "Медиалогии", венчурного проекта Oradell, - наличие онлайн-системы анализа СМИ, позволяющей мгновенно проводить анализ по трем тысячам источников. В базу заведены порядка 20 тыс. объектов, облегчающих поиск по заданному параметру. Запрашиваемый материал анализируется и представляется заказчику в виде готовых таблиц, графиков и гистограмм.

Цена годового обслуживания у крупных информагентств - от $50 тыс. до $100 тыс. в зависимости от сложности поиска и объема информации.

Каков объем рынка платной новостной информации - сегодня никто не знает, однако, по словам эксперта одной из ведущих компаний, речь идет о $10-30 млн.

Сергей Калмыков, генеральный директор проекта "Вся Россия" (allRussia.ru): Наш рынок - совершенно непрозрачный, в том числе и потому, что мало кто продает информацию отдельно, а чаще - в пакете с другими услугами. Сейчас рынок доступа к платным архивам растет не менее чем на 30% ежегодно.

Нина Григорьева: В 2003 году, когда мы запускали наш проект, мы активно пользовались услугами подобных агентств. Но за последние годы ситуация изменилась, у большинства региональных издательских домов, с которыми у нас прямые отношения, уже имеются интернет-версии основных изданий. Рынок перешел на цифровые носители, и востребованность услуг небольших региональных поставщиков уменьшилась.

Виктор Чибисов, владелец агентства "Ян Маар" (Ростов-на-Дону), занимающегося сбором и поставкой информации: 90% покупателей наших услуг - столичные компании. А в регионах средний бизнес и власть просто не знают о подобном предложении. Как, к примеру, работает пресс-служба губернатора? Каждый день получает десятки местных и не местных газет, выискивает необходимую информацию, посвященную определенной теме, делает подборку материалов, исписывает груду бумаг, производя на свет аналитическую справку... А если, к примеру, необходима информация, опубликованная пару лет назад, то взять ее им просто негде, надо просматривать все подшивки газет. Хотя все это можно поручить профессионалам и получить товар за небольшие деньги.

Метод сканера

Рынок мониторинга и исследований СМИ пока не структурирован и разобщен, кто на нем работает в регионах - до конца непонятно, причем еще пару лет назад столичные компании вынуждены были прибегать к услугам даже не компаний, а отдельных людей. "Они просто добегали до киоска, скупали свежие газеты, которые сканировались и отсылались заказчику", - вспоминают в одном столичном агентстве.

Сегодня информация обрабатывается на компьютерах и другом специальном оборудовании. И потому одна из первых сложностей - это кадры, точнее, отсутствие у них должной квалификации. А платят владельцы агентств-интеграторов за эту работу сущие гроши. Например, при средней зарплате в Ростовской области 10-15 тыс. рублей сотрудники агентств-медиаинтеграторов получают 6 тыс. рублей в месяц. Владельцы агентств утверждают, что вынуждены так платить, иначе деятельность станет просто нерентабельной.

Виктор Чибисов: От сотрудника требуется прежде всего детальное знание MS Word, а у нас принято считать, что его-то уж все знают. Как выясняется, знают не более чем на уровне пишущей машинки. А при наших скоростях необходимо не тыкать мышкой по экрану, а знать все функции на уровне клавиатуры. Так что работать в подобных агентствах за такие деньги могут только фанатики, для которых это не труд, а страсть.

Юлия Данова, редактор Агентства информационно-социологических технологий: Иногда нам приходится работать с регионами, в которых просто нет интернета, и тогда наша скорость обработки зависит от скорости российской почты. Но мы не занимаемся новостями, мы занимаемся исключительно мониторингом прессы, и поэтому скорости для нас не так критичны.

Как утверждает госпожа Данова, Агентство информационно-социологических технологий ежедневно обрабатывает 150-200 изданий со всего Южного федерального округа, а также массу газет и журналов, получаемых из Молдавии и с Украины, в целом порядка 1500 статей ежедневно. Но на это хватает десяти сотрудников (средний штат регионального агентства-медиаинтегратора - 5-12 человек).

Малая доля

Виктор Чибисов: Наш бизнес без преувеличения можно назвать малым - прибыль регионального агентства обычно не превышает $2-3 тыс. в месяц. Конечно, развиваться на эти деньги очень непросто, как и платить людям зарплату. Но зато и инвестиции обычно не превышают $15 тыс., из которых порядка $5 тыс. уходит на разработку программного обеспечения - на рынке оно просто отсутствует.

И поэтому, по словам Чибисова, подобный бизнес может развиваться только в регионах, а "в столице, с ее зарплатами и арендой, медиаинтегратор просто не выживет".

Виктор Чибисов: Если вовремя не пришла pdf-версия газеты, я могу купить ее в любом киоске и отсканировать, а если вдруг в нашем регионе начало выходить интересное издание, мы сразу об этом узнаем. То есть близость к источникам информации -- наш плюс. Но в некоторых регионах выходит лишь пара-тройка газет (например, в Адыгее или Горном Алтае), и содержать там агента-медиаинтегратора просто нерентабельно, гораздо проще договориться с издателями, чтобы те посылали нам файлы.

Помимо небольшого помещения для агентства, по словам Виктора Чибисова, необходим хороший сканер (профессиональный может стоить около $5 тыс.), оборудование каждого рабочего места компьютером потребует еще $1 тыс. Вот, собственно, и основная производственная база. Плюс регулярные затраты любого агентства: зарплата сотрудников и авторские договоры с "подконтрольными" изданиями.

Метод прост - сканирование текстов. Как уверяют участники рынка, когда-то "сканежкой" занимались даже крупнейшие интеграторы типа "Публичной библиотеки". Многие мелкие участники рынка (а их - 90%) "сканежкой" занимаются до сих пор.

Юлия Данова: Обычно электронные версии отличаются от бумажных - где-то сокращены, где-то изменены, поэтому мы работаем только с печатными и их дубликатами в pdf-файлах. Только выбрасываем оттуда рекламные материалы, а все остальное - в сканер, затем - в базу. Это, конечно, сложнее, но зато и информация ценнее благодаря своей точности.

Виктор Чибисов с каждой газетой заключает договор на передачу неэксклюзивных авторских прав, даже если издатель не возражает, чтобы его газетой пользовались бесплатно.

Виктор Чибисов: Я предпочитаю платить - так надежнее, к тому же стоит это умеренно - 0,5-1 тыс. рублей ежемесячно, но это же важно - иметь хорошие личные контакты с руководителями изданий, с которыми мы постоянно работаем.

Вся отсканированная и обработанная информация не только пересылается заказчику, но и хранится на серверах самого интегратора. Нарастить оборот можно только благодаря увеличению объема заказов или за счет диверсификации, чем большинство и занимается. При таких ценах "отбиться" агентство может в лучшем случае за год.

Сергей Калмыков: Тут можно провести аналогию с туристическим рынком. Обороты компании и прибыль зависят прежде всего от масштабов работы: чем больше информации обрабатываешь, чем больше у тебя регионов в партнерах - тем доходнее.

Многие находят выход в своеобразной диверсификации.

Виктор Чибисов: Мы можем не только пересылать готовые файлы заказчику, но и делаем тематические подборки, проводим разнообразные исследования... Тут возможна любая работа с информацией. Также мы разрабатываем необходимое для нас профильное программное обеспечение, которое готовы и продавать. На рынке его просто нет.

К тому же работать с многочисленными региональными поставщиками информации, в частности с газетами, не так-то просто и по психологическим причинам: многие из их владельцев просто не понимают, зачем все это нужно, и, как утверждает Сергей Калмыков, "просто кощунственно относятся к своим базам, иногда даже не архивируют их".

Сергей Калмыков: В регионах до сих пор большая часть газет принадлежит государству, и у многих просто нет культуры работы с архивами, хотя на самом-то деле осуществить это не так уж и сложно и совсем недорого - всего-то несколько тысяч долларов на сервер и программное обеспечение. Вдобавок во многих редакциях просто нет соответствующей инфраструктуры, которая занималась бы, например, продажей тех же архивов. Мы вынуждены сами проводить большой объем работы, чтобы хоть как-то цивилизовать рынок, предлагаем редакторам газет стажировки за границей, где они могут понять, что газета действительно может быть эффективным бизнесом.
Источник: Журнал "Деньги"
Автор: Дмитрий Тихомиров


Комментарии:
 Добавление сообщения
 Текст: 
 Автор: 
 E-mail: 



Аналитика
Новости
На главную страницу
Подняться в верх страницы
Написать письмо редактору сайта
Rambler's Top100