promedia.ru media-online.ru radio-online.ru ambient.media-online.ru customline.ru webcom-media.ru
Аналитика
28 января 2008 | 12:59

Интернет-проекты станут доходными через 1,5 года

Версия для печати
Комментарии [ 0 ]
Число пользователей широкополосного доступа в интернет в Самарской области с 2006 г. выросло более чем в 3 раза. Удобство поиска информации и общения затягивает во всемирную сеть обеспеченных потребителей, что создает потенциал для развития региональных интернет-ресурсов. Но, по мнению экспертов, они станут доходными только через 1,5-2 года, когда число пользователей широкополосного доступа превысит 200-300 тыс. человек.

Сколько пользователей широкополосного доступа в интернет в регионе?

Как интернетизация Самары влияет на поведение потребителей?

Как проникновение быстрого интернета влияет на доходность интернет-проектов?

Социальная сеть «В Контакте» за два года существования набрала 50,9 тыс. человек из Самары. В «Мой круг» вступило меньше — всего 19,22 тыс. жителей города. Среди них примерно четверть менеджеров среднего и высшего звена. Как только создатели этих проектов выберут способ, как зарабатывать на внимании посетителей, они мгновенно получат рекламные возможности, превосходящие большинство тиражных СМИ. Ежедневно самарские бизнесмены и консультанты выходят в интернет, чтобы оставить новые сообщения в блогах. Ряд компаний использует сети Skype и аналоги, чтобы экономить на международных переговорах. Любая значимая для города новость уже через час после опубликования появляется на десятке ресурсов и распространяется среди всех заинтересованных лиц через «эстафету» в системах обмена сообщениями. Все это стало доступно благодаря распространению широкополосного доступа в интернет.

Число пользователей с быстрым доступом превысило 130 тыс. человек

За прошедшие 2 года в Самарской области произошла своеобразная интернет-революция. Данные исследования iKS-Consulting, проведенного по итогам 9 месяцев 2007 г., показывают, что число пользователей широкополосного доступа в интернет (ШПД) достигло 130 тыс. человек, хотя еще в 2006 г. оно равнялось 40 тыс. человек. Доля обладателей ШПД составила около 4% от общего числа жителей региона. Кроме того, множество «белых воротничков» пользуется интернетом на работе, их число можно оценить лишь косвенно — объем корпоративного трафика в 2007 г. по области старший консультант iKS-Consulting Елена Крылова оценивает в 320-350 терабайт. Если представить, что один пользователь тратит около 500 мегабайт трафика в месяц, это дает еще около 60 тыс. человек. С учетом скоростных подключений на технологии Wi-Fi и радиодоступа итоговый процент проникновения интернета достаточно высок, в Тольятти он составляет порядка 12%, считает директор МУ «Городской информационный центр» Дмитрий Никулин.


По данным iKS-Consulting, в Самаре наибольшую клиентскую базу собрала компания «ЭР-Телеком», на нее из 80 тыс. «широкополосников» города приходится 45%. Доля «ВолгаТелекома» по числу абонентов составила 27%, Telenet — 12%, еще 16% — все остальные провайдеры, из которых наиболее крупную долю контролирует «Пятый путь», недавно приобретенный компанией Effortel. В Тольятти, по мнению участников рынка, драйверами новых технологий стали «ВолгаТелеком», АИСТ и «Инфолада».


Благодаря их усилиям многие потребители пересели на оптику и ADSL с устаревшей технологии dial-up, но велика и доля впервые подключившихся домохозяйств. Распространение скоростного интернета стало причиной важных изменений в поведении потребителей. Сайты загружаются быстро, а связь через мессенджеры, такие как ICQ и QIP, довольно удобна, поэтому число ее приверженцев постоянно растет, и они проводят в интернете все больше времени. Аудитория dial-up более-менее сбалансирована — там встречаются как постоянные пользователи, так и те, кто бывает в сети 1 раз в неделю по несколько минут, но среди «широкополосников» явно доминируют те, кто проводит онлайн более 3 часов в день 7 дней в неделю. По мнению руководителя макрорегиона «Поволжье», директора самарского филиала компании «Арктел» Никиты Синяева, активные потребители проводят 2/3 времени онлайн в общении. Остальное время — браузинг в поисках справочной информации и скачивание мультимедиа-контента. Кроме того, в молодежной среде распространено увлечение онлайн-играми на региональных серверах, во взрослой аудитории — браузерными казуальными играми. «Спрос на безлимитные тарифы говорит о том, что для многих интернет стал неотъемлемой частью жизни, без которой уже нельзя обходиться», — отметил г-н Синяев.


Пользователи ШПД, как правило, более обеспеченные, чем обладатели dial-up-подключений (см. график на стр. 31). И, по статистике, чем выше доход, тем больше доля предпочитающих новые технологии. Сегодня среди самарских постоянных пользователей интернета множество менеджеров в возрасте до 40 лет, встречаются и владельцы бизнеса. Таким образом, в региональном рунете появляется все больше обеспеченных потребителей, и это сказывается на оборотах интернет-компаний.


Информационные порталы повысили доходность

Основной поток самарских пользователей интернета уходит на общероссийские ресурсы: почтовые серверы, социальные сети, блоги, сайты, поскольку там предлагаются самые качественные сервисы. Но часть за счет регионального контента привлекают самарские информационные порталы. Показатели наиболее известных из таких сайтов постепенно растут. По словам директора информационного портала «РИА «Самара» Виктора Петрова, доходы сайтов от размещения рекламы растут пропорционально посещению. С 5 тыс. посетителей в день сайт может получать доход в 100 тыс. руб. в месяц и выше.


Так, по данным Rambler top-100, месячная посещаемость сайта 63.ru, созданного челябинской группой Rugion, с января 2006 г. по настоящее время увеличилась с 68,4 тыс. до 133 тыс. человек. Прайсовые цены на размещение баннеров за тот же срок возросли в 4 раза. Число посетителей информационного портала United Volga достигло 61,9 тыс. человек в месяц, и, как сообщили в компании, доходность бизнес-блока проекта постепенно растет — примерно на 20% за прошлый год. «Рост числа пользователей интернета сказывается в первую очередь на поведении клиентов. Заказчики рекламы стали более уступчивыми», — заявили в компании. Реклама стала появляться и на узкоспециализированных ресурсах, таких как Saminvestor. «Сейчас региональный интернет-рынок находится в точке «низкого старта», менеджеры проектов экспериментируют с позиционированием и наполнением. Если им удастся привлечь аудиторию «средний плюс», проект будет рентабельным», — считает генеральный директор провайдера АИСТ Александр Сергиенко.


Интернет-магазины вырастут вместе с числом банковских карт

Несмотря на развитие широкополосного доступа, бизнес интернет-магазинов в Самаре пока не начал расти быстрыми темпами. Действующие проекты рассматриваются скорее как приложение к традиционному розничному бизнесу. Например, разработанный компанией Webrover IS интернет-магазин запчастей ino-marka.ru в лучшем случае дает его владельцам 20% обращений, а большая часть продаж приходится на две розничные точки. «Пока я не вижу качественного рывка интернет-магазинов», — заявил гендиректор Webrover IS Николай Никульников. По его словам, на данный момент в Самаре всего несколько рентабельных проектов, в основном торгующих товарами, за которыми покупатель не хочет отправиться лично — компакт-диски, книги, секс-игрушки.


По данным компании «Евросеть», самый большой оборот у ее московского интернет-магазина, санкт-петербургский — на втором месте, его оборот ниже московского в 3 раза и примерно на столько же выше, чем у других российских интернет-магазинов, в том числе и у самарского.


«В Самаре в нашем интернет-магазине устойчивая тенденция роста продаж наблюдается где-то с начала осени 2007 г., что, в общем, и неудивительно — именно с августа самарская интернет-аудитория начала увеличиваться особенно быстро, по данным Liveinternet, с 49 тыс. пользователей (эта цифра практически не менялась с января по август 2007 г.) до 74 тыс. в декабре 2007 г.», — отметили в «Евросети».


Большая часть продаж приходится на проекты федерального уровня. «Если мои знакомые и пользуются интернет-магазинами, то московскими», — отметил Никита Синяев. Как полагает Николай Никульников, по мере роста доли региональных продаж, федеральные игроки будут открывать в Самаре свои логистические отделения, а усиления региональных ресурсов не произойдет. Московские ресурсы посещает значительно больше технологически «продвинутых» потребителей — по данным «Евросети», их число достигает 3 млн человек.


Как полагает Николай Никульников, основное препятствие для развития местных интернет-магазинов — неразвитость электронных систем оплаты: «Запчасти — достаточно дорогой товар, и не у каждого есть 10-16 тыс. руб. в электронных деньгах, чтобы оплатить заказ. Поэтому клиенты чаще всего пользуются интернет-магазином как каталогом: смотрят наличие запчастей, комплектуют заказ, потом приезжают, оценивают состояние и покупают».


Вопрос оплаты остается одним из главных препятствий для развития и других интернет-магазинов. Провайдер «ЭР-Телеком» попытался решить его, внедрив новое IT-решение и превратив в электронные деньги остаток на лицевых счетах клиентов. Пока у компании небольшая база договоров с контент-ресурсами: ЗАО «Софткей» и «Мобильный актив», а региональных партнеров по этой программе нет. Но, как отмечает Виктор Махтев, менеджер по продвижению «ЭР-Телеком» в Самаре, его компания будет расширять спектр услуг и предложит на базе этой платформы новые сервисы.


На возможности интернет-магазинов повлияет и распространение банковских карт, с помощью которых можно оплачивать онлайн-заказы без приобретения электронных денег. По данным Центробанка, за 9 месяцев 2007 г. их число в Самарской области выросло до более 1,5 млн штук — на 214 тыс.руб. Учитывая активность банков в освоении розничного рынка, в 2008 г. количество карт может существенно возрасти.


Последний фактор — транспортная ситуация в Самаре. Как отмечают эксперты, чем сложнее будет самостоятельно добраться до нужного магазина, тем более востребованной будет становиться торговля через интернет с доставкой на дом.


Виртуальное пространство в Самаре запустят через 1,5 года

В ближайшие годы число обладателей широкополосного доступа в интернет в Самаре будет расти. Основной рост придется на тех, кто сегодня пользуется dial-up, а их, по данным iKS-Consulting, только в Самаре более 105 тыс. человек. Приток новых пользователей будет происходить за счет отдаленных районов города, частного сектора и прилегающих поселков, которые провайдеры только начинают осваивать с помощью технологий беспроводного доступа. Существенная группа новых пользователей — обладатели мобильного интернета, они в дополнение к мессенджерам посредством телефона заводят проводное подключение дома.


Елена Крылова прогнозирует, что число пользователей ШПД в Самарской области за 2008 г. вырастет на 35% и, таким образом, составит 175,5 тыс. человек. В столице региона, как полагает Виктор Махтев из «ЭР-Телеком», темпы роста будут выше — 50-60%. В перспективе 1,5 лет рост интернет-рынка может ускориться. «Для того чтобы рынок веб-проектов активизировался, нужно удвоение, а лучше утроение базы активных пользователей. Когда около 200-300 тыс. самарцев будет ежедневно выходить в сеть, веб-студии начнут реализовывать отложенные в долгий ящик идеи, требующие достаточного числа потребителей с быстрым и недорогим доступом», — считает Никита Синяев. Например, в «Вебзаводе» одна из таких идей связана с созданием среды для общения с визуальными эффектами — виртуальное пространство, где репрезентации пользователей могут перемещаться и говорить друг с другом. Николай Никульников заявил, что его компания также запланировала два интернет-проекта с визуализацией, но отказался раскрыть детали, чтобы не выдавать идею конкурентам.


Александр Сергиенко также отметил, что пессимистично оценивает перспективы региональных проектов с уникальными для сети сервисами — как только рынок будет готов, их аналоги запустят международные интернет-компании. Достаточных ресурсов, чтобы конкурировать с ними, у местных разработчиков нет.

эксперты

Елена Крылова
аналитик iKS-Consulting

Виктор Махтев
менеджер по продвижению «ЭР-Телеком» в Самаре

Дмитрий Никулин
директор МУ «Городской информационный центр» (Тольятти)

Николай Никульников
гендиректор интернет-компании Webrover IS

Виктор Петров
директор информационного портала «РИА «Самара»

Никита Синяев
руководитель макрорегиона «Поволжье», директор самарского филиала компании «Арктел»

Александр Сергиенко
генеральный директор компании «АИСТ»

детали

Пользователи ШПД проводят в сети более 3 часов в день 7 дней в неделю

Доля аудитории по недельному потреблению интернета, %

 Dial-upШПД
1 день64
2 дня72
3 дня135
4 дня136
5 дней1814
6 дней1112
7 дней3257


Доля аудитории по потреблению интернета в день, %

 Dial-upШПД
Менее 30 мин.83
30-60 мин.3017
1-3 часа4539
Более 3 часов1741

Источник: iKS-Consulting.
Обеспеченные потребители предпочитают ШПД

Распределение пользователей интернета в зависимости от дохода, %

Доход на члена семьи, $/мес. (начало 2007 г.)Dial-upШПД
менее 5042
50-100167
100-2002617
200-3002018
300-5001721
500-700714
700-1000410
1000-150036
1500-250013
2500 и более12

Источник: iKS-Consulting.
Источник: Деловой квартал — Самара
Автор: Константин Дранч


Комментарии:
 Добавление сообщения
 Текст: 
 Автор: 
 E-mail: 



Аналитика
Новости
На главную страницу
Подняться в верх страницы
Написать письмо редактору сайта
Rambler's Top100