promedia.ru media-online.ru radio-online.ru ambient.media-online.ru customline.ru webcom-media.ru
Аналитика
14 июня 2005 | 10:41

Архангельское телевидение: экран почти не виден

Версия для печати
Комментарии [ 0 ]
Больше года прошло с того момента, как на смену удалому губернатору–«артисту» пришел задумчивый губернатор-производственник. Только в памяти народной остались многочисленные кинофестивали, толпы второсортных «звезд» телеэкрана, дефилирующих по просторному обеденному залу ресторана «Пур-Наволок».
Новый глава областной администрации с первых дней вступления в должность предупредил творческую общественность, что золотые дни архангельского телевидения канули в лету.

Главной своей задачей Николай Киселев считал и считает строительство доступного жилья, ремонт дорог, производство сельхозпродукции. Как обстоят дела с доступным жильем, читатель этого материала знает не хуже автора. О состоянии областных дорог красноречиво говорят сводки ГИБДД. С продовольствием в области (как и по всей стране) все в порядке. Моему трехлетнему сыну глубоко наплевать, где доили корову для его манной каши, в Архангельске или в Вологде. Цены на продовольствие растут вместе с инфляцией. И телевидение живо. Ржавеет дорогостоящая архангельская телевышка, отдаленные районы области смотрят новости только Первого канала, но три архангельских телекомпании здравствуют. Вот только качество их продукции… Впрочем, та же проблема была и при губернаторе Ефремове. Значит, дело не в верховной власти, дело в самом подходе к телепроизводству. Попробуем разобраться…

Уже давно федеральные каналы оставили за собой только производство выпусков новостей. Все популярные передачи, которые и влияют на зрительский рейтинг канала, производятся отдельными компаниями профессионалов-телевизионщиков. В дальнейшем они покупаются телеканалами, и стоимость одного выпуска сложнопостановочной программы порой «зашкаливает» за несколько сот тысяч долларов. Телеканал же возвращает затраченные деньги путем продажи рекламного времени. Чем выше качество, а, значит, и зрительский рейтинг программы, тем дороже стоимость одной минуты рекламы. После закрытия производящей телекомпании «Рек-тайм», «глашатая» производственных успехов «Титана» и лично Владимира Крупчака, на архангельском теле-«поле» остались два игрока – придворная «Морская информационная компания» и бывший «Видикон», отобранное детище вечного теле-неудачника Дмитрия Новгородова, которое прославляет успехи областных «лесников». Телеканалы «Двина» и «СТС-Архангельск» обходятся своими силами. Качество продукции у всех примерно одинаковое. Понять, какой канал ты смотришь, порой можно только по эфирному знаку в углу экрана.

Если посмотреть на качество большинства программ на канале АГТРК «Поморье», то начинаешь сомневаться, а поставило ли руководство единственного в области государственного телеканала хотя бы бутылку пива авторам за такое творчество? Официально заявляю, не только не поставило, но еще и само получило немалые деньги за то, чтобы рядовой архангельский зритель мог в полной мере насладиться подобным «творчеством». Какие уж тут претензии к качеству? Уплачено! На сегодняшний день в этом грустном списке особенно выделяется «сериал из жизни замечательных людей» с вполне социалистическим названием «Дела и люди».

«Дела и люди» - классический ремейк передачи «От первого лица» времен правления губернатора Ефремова. Ее создатель – патриарх архангельского телевидения Владимир Лойтер - очень точно подметил одну из многочисленных слабостей бывшего главы областной администрации – Анатолий Антонович очень нравился себе на экране. И не важно, что он делал в кадре: встречался с президентом, запускал космические корабли с Плесецкого космодрома или играл кинороль придурковатого рыбака-помора. Главный принцип Владимира Лойтера – губернатора должно быть много. Автор этих строк однажды пытался найти в обширном архиве Владимира Яковлевича кадры Кенозерского национального парка. Нашел программу «Губернатор в Кенозерье». На кассете виды северной природы занимали всего двенадцать секунд экранного времени. Оставшиеся 19 минут 48 секунд губернатор Ефремов публично признавался в любви к родной природе…

Владимир Лойтер покинул свое детище осенью 2002 года, перейдя на телеслужбу к вечному оппоненту тогдашнего губернатора Владимиру Крупчаку. При этом одновременно ухитрялся принимать активное участие в написании книг и сценариев о бывшем шефе. На ум приходит два афоризма: первый - о «ласковом телке и двух матках», второй - о древнейших профессиях… Лойтер ушел, но дело его жило еще полтора года. Губернатор Ефремов упорно не хотел даже слышать об изменении стиля передачи. Каюсь, это я подхватил «знамя борьбы» за положительный имидж губернатора. Но единственное, чего удалось добиться – это покончить с невыносимо длинными синхронами первых лиц области. Хотя на качество передачи это мало повлияло. Анатолий Антонович был свято уверен в своей экранной неотразимости. Вердикт избирателей был прост и понятен – НАДОЕЛ! Я потом внимательно следил за творческими поисками Владимира Лойтера и понял, что его творческая манера не является злобным желанием «подставить» начальника. Это все пришло из советского телевидения, он по-другому просто не умеет работать. Вот в чем беда…

В новой областной администрации труд по телеосвещению деятельности руководителей области взяла на себя «Морская информационная компания», детище заместителя руководителя аппарата Виктора Ильина. Изменилось оформление передачи, на смену поселковому секс-символу Алексею Шемякину пришел скорбный треугольный лик Романа Соколова. Форма осталась прежней. Новый губернатор опять очень далек от народа. Ему бы в толпу своих сторонников, пообщаться с простыми избирателями, проехаться рядовым пассажиром в последнем архангельском троллейбусе, пока бедолага еще работает на маршруте, заглянуть в районное сельпо…. В конце концов, пригласить телезрителя к себе домой, с семьей познакомить. Но Николай Киселев до сих пор «застегнут на все пуговицы», хотя больше года занимает «публичную» должность.

Я не возьмусь обсуждать качество остальных «заказных» передач, имеющих постоянный эфир на АГТРК «Поморье», потому что не являюсь специалистом ни в лесной промышленности, ни в сельском хозяйстве. Собственного автомобиля у меня тоже давно нет. На мой взгляд, они могут быть интересны достаточно узкому кругу специалистов. А у телеканала не так много своего эфирного времени. Я хочу выразить руководству «Поморья» свое соболезнование в связи с уходом в пишущую журналистику ведущего самых рейтинговых программ «Вести » и «Подробности» Ильи Азовского. Дмитрий Деменцев, несомненно, способный журналист, но под него надо создавать отдельную передачу. С его приходом программа «Вести » потеряла свою остроту и привлекательность. Может быть, она не стала хуже, но она стала ДРУГОЙ. А дирекции областного канала стоит задуматься о размерах оплаты своих сотрудниках, являющихся творческим «лицом» канала. Ведь так можно с одним Редфордом остаться…

Последнее фиаско телекомпании – обслуживание выборов в Областное собрание. «Общественные слушания» показали не только превалирование меркантильных интересов у областных телевизионщиков, но и катастрофическое положение с творческими кадрами. Виталий Лукашев вчистую проиграл «схватку за микрофон» со своим предшественником Ильей Азовским. Илюша в роли областного лдпровского «фюрера» смотрелся очень убедительно. Но и очень гнусно. Почти как его старшие товарищи по партии - Жириновский и Митрофанов. Но свою цель он достиг: «Единая Россия» недополучила не меньше десяти процентов голосов избирателей. И ее еще называют «партией власти» - при коммунистах за такой «пиар» все «Поморье» от генерального директора до уборщицы уже подъезжало бы к Воркуте, а не ожидало бы годовой премии, которую, несомненно, получили «самые достойные». Из руководства телекомпании. Деньги есть, заработали…

В апреле прошлого года на сайте информагентства «Русского Севера» обсуждался вопрос о вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем дне архангельского телевидения. С прискорбием приходится констатировать, что наиболее мрачные прогнозы о его будущем начинают сбываться. О «Поморье» я уже высказал свое мнение. Теперь, что касается двух остальных.

Телекомпания «ТВЦ-Архангельск» сменила свою привычную частоту, которая даже в Москве находится внизу рейтинга, и перешла на супер развлекательный канал СТС. Поэтому руководство «АТК-Медиа» декларировало изменение эфирной политики. То есть, отказ от излишней политизированности с уклоном в развлекательную тематику. Но вот как раз с политикой на канале сегодня все в порядке. Программа «Точки над I», после возвращения ее ведущего Валентина Иванова из «воспитательной ссылки» в казино «Паратовъ» на должность шоумена, обрела второе дыхание. Валентин научился многому у своих коллег-крупье и внес в передачу необходимую толику спортивного азарта. Жалко только, что наши местные политики не настолько ярки, как федеральные. Анпилова за шахматной доской можно было бы смотреть все субботнее утро. А вот с «развлекаловкой» на канале – никак. Даже попугайские галстуки ведущего новостей Алексея Шемякина не спасают. Архангельские «Детали с Еленой Буриевой» не выдерживают критики. Ну нет у нас в области столько представителей бомонда, как в Москве. И в ближайшие годы мы этот бомонд вряд ли вырастим. Ведущая Буриева из последних женских сил старается быть светской львицей. Нога на ногу, чуть развязный тон, панибратские отношения с «клиентом». «Клиент» часто нервничает, он не привык к такому прессингу на почти ручном телеканале. Но формат передачи командных окриков не предполагает. Ведущая все равно не дотягивает даже до московской коллеги Канделаки. Особенно нелепо Елена смотрится после таких «игр со львами» на прямом эфире «13 этажа». То же самое, если бы НТВешная Ольга Шелест подрабатывала бы вечерами в «Свободе слова». От программ сегодняшнего «СТС-Архангельск» так и веет убогостью. Почему? Известно, что развлекательное телевидение на порядок дороже новостийного. А денег как не было, так и нет. Средняя зарплата на канале около 6-7 тысяч рублей, исключая нескольких менеджеров, у которых оклады на порядок выше. И творческий состав не разбегается только от безысходности – бежать некуда. Телевидение – это не профессия, это – образ жизни. Хотя многих может вдохновить удачный пример Ильи Азовского. Надо сказать, что после ухода Якова Попаренко телеканал потерял последние крупицы привлекательности и окончательно превратился в «слугу двух господ». Конечно, без денег телевидение не может существовать, но должно же быть элементарное чувство меры. И вкуса.

На телеканале «Двина-информ», занявшим вакантное место на метровой, но малопрестижной «третьей кнопке», победно завершена подготовка к полноценному вещанию. Прорыв в вечерний эфир канала НТВ никаких дивидендов не принес, качество сюжетов ниже, чем на «Поморье», а стилистики совпадают. Как будто кружок журналистов при городском Доме пионеров захватили выпускники детсада. Попытку самостоятельно провести и осветить супер-шоу «Мисс Архангельск» не поносил только ленивый. На заметку Мозговому и Карельскому: практически все федеральные отказались от практики самостоятельного проведения подобных мероприятий. Это просто разные профессии. Хорошо, эфир теперь есть, что с ним делать? Ответ: заполнить качественной продукцией. Возникает естественный вопрос: откуда деньги? Серьезных спонсоров на архангельском горизонте не наблюдается. За исключением «Базового элемента», который в вопросах организации собственного телевещания выбрал выжидательную позицию. Но думаю, что даже с появлением достаточного финансирования, у канала возникнут проблемы с заполнением эфирной сетки. Рыбу, как известно, на качество проверяют по голове, а во главе новой телекомпании поставлен Александр Мозговой. Известный пиарщик и талантливый менеджер, но до этого момента имеющий к телевидению очень опосредованное отношение. Судя по всему, этим назначением областное руководство «расплатилось» с Александром Ивановичем за участие в последних губернаторских выборах. Бартером, так сказать. В итоге, за все расплачивается рядовой зритель.

Вообще, назначение первых лиц на телеканалы – больная тема для Архангельска. В Москве еще в начале 90-х годов прошлого века поняли, что такими сложными организмами, как СМИ, театры и киностудии, должны руководить не номенклатурные назначенцы, а люди, вышедшие из творческих профессий, с юных лет знакомые со всеми тонкостями производственного процесса. А что мы имеем у нас в области? Директор АГТРК «Поморье» Вениамин Тунгусов пришел на высокую должность руководителя областного телевидения с поста редактора нарян-марского радио. Радио отличается от телевидения одни «маленьким», но важным нюансом: на радио изображение – ничто. Александр Мозговой с «Двины» зарекомендовал себя, как профессиональный газетчик. Директором «СТС-Архангельск» много лет работал бывший босс новодвинских комсомольцев. Сейчас Евгений Удалкин вплотную занят положительным имиджем нового архангельского мэра. Еще год назад он казался основным злом телекомпании, заносчивым и не компетентным. Истина оказалась еще мрачнее. Непосредственно экранной политикой телеканала занялся бывший финансовый директор холдинга. Номинально «первым лицом» телекомпании является ведущий новостей Алексей Шемякин, но по мягкости характера и финансовой зависимости, его функции чисто представительские. Я не могу ничего плохого сказать об Ольге Козиковой, но бухгалтерский учет и творчество – вещи плохо сопоставимые.

От руководства этих каналов постоянно слышаться жалобы на отсутствие рекламодателей и солидных спонсоров. Помилуйте, какой уважающий себя бизнесмен будет вкладывать деньги во второсортный продукт, не пользующийся популярностью у зрителей?! На телеканалах есть свои Передвижные Телевизионные Станции (ПТС). Кто мешает снимать игры местных команд КВН и выпускать их в эфир? Попробуйте договориться с Молодежным театром Виктора Панова и Архангельским кукольным театром о съемках хотя бы эпизодов лучших спектаклей. И театры получат прекрасную рекламу, и зритель у телевизора на свои местные таланты полюбуется. На канале «СТС-Архангельск» сам бог велел показывать местные отборочные игры на федеральные передачи «Своя игра» и «Самый умный». Надо только захотеть.

И еще, надо растить собственных телезвезд. Для этого стоит приглашать из Москвы профессионалов-телевизионщиков для проведения мастер-классов. Соответственно, платить своим талантам достойные деньги, чтобы они, при первой возможности, не эмигрировали в московские «хлебные» кущи. Где на все это взять денег? Смотри выше…



Фото с сайта Архангельской телевизионной компании





Автор: Леонид ЧЕРТОК


Комментарии:
 Добавление сообщения
 Текст: 
 Автор: 
 E-mail: 



Аналитика
Новости
На главную страницу
Подняться в верх страницы
Написать письмо редактору сайта
Rambler's Top100