promedia.ru media-online.ru radio-online.ru ambient.media-online.ru customline.ru webcom-media.ru
Аналитика
16 апреля 2007 | 11:33

Дилеры отечественных автозаводов в Екатеринбурге

Версия для печати
Комментарии [ 0 ]
В 2006 г. впервые за российскую историю отечественных автомобилей продали меньше, чем импортных. В дальнейшем доля отечественных авто будет неизбежно снижаться. Российские заводы ужесточают политику в отношении дилеров, чтобы повысить стандарты обслуживания. И в то же время ведут переговоры с западными производителями о создании совместных предприятий. Иначе не выжить.

Какие автомобили пользуются спросом
Почему заводы ужесточают дилерскую политику
Какие авто будут выпускать отечественные производители

Российские автопроизводители сдают свои позиции. В 2006 г., по оценке компании «Автомобильная статистика», объем рынка легковых автомобилей в стране вырос на 44% и составил $34 млрд. Вместе с тем доля отечественных производителей уменьшается. Если в 2005 г. на продукцию ВАЗ приходилось 19,8%, то в прошлом году — 14,4% ($4,9 млрд). Остальные российские заводы вкупе также сократили свою долю — с 3,2 до 2,2%. На этом фоне продажи иномарок за последний год выросли с 57 до 69%.

Продажи российских автомобилей падают
По уровню автомобилизации (239 машин на 1 тыс. жителей) Екатеринбург находится на втором месте после Москвы. Сегодня в уральской столице 48 автосалонов, из них 13 продают отечественные марки. «Мы думаем, что в городе через несколько лет будет работать 50-60 салонов, из которых лишь 25-30% будет приходиться на отечественные. Однако если наши заводы не выпустят на рынок новые конкурентоспособные модели, то дилерам станет сложнее эффективно работать на рынке, и, как следствие, их количество будет уменьшаться», — считает ВИКТОР КОНТЕЕВ, вице-мэр Екатеринбурга.

АвтоВАЗ — лидер по продажам в Екатеринбурге. Сейчас в Свердловской области работает 13 дилеров завода (семь из них в Екатеринбурге) и шесть кандидатов в дилеры. СЕРГЕЙ ОРИШИЧ, генеральный директор автоцентра «Июль», убежден, что в уральской столице для такого объема продаж дилеров слишком много: «АвтоВАЗ знает об этом. И жестко следит за выполнением дилерских обязательств.

Например, салоны, которые продают машины без сервисного обслуживания, он старается отсечь от поставок». По оценкам АНДРЕЯ КАРПОВА, директора по продажам ОАО «Екатеринбург-Лада», 40% от числа проданных в Екатеринбурге легковушек — отечественные: «Емкость рынка, скажем, по автомобилям LADA в Свердловской области — 20 тыс. авто в год. Сейчас продается около 1,8 тыс. в месяц. Однако год от года продажи падают примерно на 15%».

Эксперты сходятся во мнении, что спрос на отечественные автомобили удается удерживать благодаря развитию автомобильного кредитования. ТАТЬЯНА УБАКОВА, руководитель отдела продаж автоцентра «Июль»: «Появилось очень много людей, которые раньше и вовсе не могли позволить себе автомобиль. Именно они покупают вазовскую классику, которая в Екатеринбурге пользуется куда большим спросом, чем в Москве». Усредненно, по признанию экспертов, портрет покупателя отечественного автомобиля таков: либо молодежь 22-29 лет (предпочитают ВАЗ-2114), либо люди в возрасте старше 50 (ВАЗ-2105-07) — выбор, как правило, основан на том, что российские машины недороги и просты в обслуживании. Продавцы также признаются, что многие покупатели попросту
привыкли к отечест¬венным автомобилям и боятся пересаживаться на иномарки.

К числу объективных причин выбора СЕРГЕЙ ТАРАСОВ, директор автосалона «Уральские автомобили», относит тот факт, что российскую машину, в отличие от большинства иномарок, можно купить сразу, а не по записи: «Зайдите практически в любой нормальный салон, и дилер предложит несколько комплектаций и цветовых решений. Получается, что очереди на иномарки играют на руку российским производителям».

Каждый год с рынка уходят отечественные автомобили. Напомним, что в прошлом году остановили производст¬во автомобиля Иж. «Спрос на ижевские автомобили был очень низким, именно потому уход с рынка остался незамеченным. Их спрашивали буквально еще полгода после прекращения производст¬ва», — рассказывает НАТАЛЬЯ СЕДОВА, руководитель направления кредитования и страхования автосалона «Автоном». В 2006 г. прекратился выпуск автомобиля «Ока» с отечест¬венным двигателем, по¬скольку в России вступили в действие экологические нормы «Евро 2». Сейчас «Ока» производится с китайским двигателем. Но ее рекомендованная цена около 150 тыс. руб., а потому многие покупатели выбирают вазовскую классику. «Мы считаем, что цена завышена, поэтому с октября наш салон перестал продавать этот автомобиль. Когда «Ока» стоила до 100 тыс. руб., она пользовалась спросом (продавали от 30 до 50 штук в месяц), а сейчас нет», — говорит г-н Тарасов.

Заводы ужесточают дилерскую политику
Вложения в открытие салона велики, по оценке Андрея Карпова, они достигают 30-50 млн руб. «Сейчас начинать такой бизнес не стоит, поскольку конкурентов слишком много, в том числе и серых дилеров (около десяти салонов). Последним не надо соблюдать условия, выдвигаемые заводом, а значит, и расходы меньше. Завод знает о них и постепенно сокращает их количество, запрещая, например, официальным дилерам продавать автомобили таким салонам», — считает Татьяна Убакова. При этом рентабельность автобизнеса, по оценкам г-на Карпова, минимальна — 7-8%. АННА ЗЕМЛИНА, директор по развитию группы компаний «Ландо», отмечает, что рентабельность продаж автомобилей ВАЗ в последние годы неуклонно снижается: «Прежде всего из-за конкуренции с недорогими иностранными автобрендами. Для рынка в целом это хорошо, так как для поддержания прибыли дилеры отечественных автомобилей вынуждены внедрять новые продукты и услуги». По мнению МАРИИ СТРАТЕЧУК, генерального директора ООО «Автоспецмаш», салон зарабатывает не на продаже автомобилей, а на их дальнейшем обслуживании и тюнинге.

Жесткая конкуренция с иномарками заставляет отечественных автопроизводителей четче выстраивать работу с дилерами. Подходы приблизительно одинаковы. Например, АвтоВАЗ и УАЗ регламентируют размеры и оформление шоу-рум, предъявляют четкие требования к сервисной зоне и ее оборудованию, следят за складскими запасами автомобилей и запчастей. Оба завода установили дилерам фиксированные цены, по которым должны продаваться автомобили, а УАЗ даже обязал проводить сервисное обслуживание по единой ставке. Участники рынка говорят, что введение единых цен не очень выгодно для них. «Мы небольшой салон, и в условиях жесткой конкуренции нам бы хотелось большей ценовой свободы — продавать автомобили дешевле. Так проще привлекать покупателей и наращивать продажи»,— объясняет Наталья Седова.

Как считает Татьяна Убакова, стратегия крупных автосалонов несколько иная, чем малых, поэтому их смущает ограничение по ценовому максимуму: «Может быть, небольшие автосалоны устраивает 7% наценки, которую позволяет делать завод к своей отпускной цене, но для нас этого недостаточно, так как затраты на содержание больше. Поэтому наша стратегия направлена на предоставление комплекса дополнительных услуг: технического обслуживания, ремонта, трейд-ин, установки дополнительного оборудования».

Впрочем, участники рынка признают, что положительные моменты все-таки есть. В частности, для потребителя: сейчас он может выбирать салон не по стоимости машины, а по качеству обслуживания. «Когда на рынке нельзя конкурировать по цене, в дело идут услуги гарантийного и технического обслуживания авто, развитие инфраструктуры, постоянно поддерживаемый ассортимент и т. д. Сегодня дилеры стремятся приблизить уровень сервиса к стандартам иностранных брендов», — комментирует Анна Землина.

Российские заводы будут собирать иномарки
Эксперты сходятся во мнении, что отечественным производителям будет все сложнее конкурировать с иностранцами. ГАЙРАТ САЛИМОВ, аналитик автомобильного рынка ИК «Тройка Диалог»: «С 2008 г. конкуренция еще сильнее ужесточится: в России начнут работать сразу несколько заводов, выпускающих иномарки. Думаю, что ситуация в отечественном автопроме критическая — на создание и ввод новых моделей времени уже не осталось. Правильная стратегия в такой ситуации — сотрудничать с иностранцами». За последний год о своих планах создать на территории России СП или собственные сборочные заводы объявили General Motors, Nissan, Toyota, концерн Volkswagen и несколько китайских производителей. Таким образом, к 2010 г. в нашей стране будет минимум 14 полноценных сборочных производств. НАТАЛЬЯ КОЧЕШКОВА, аналитик автомобильного рынка ИК «ФИНАМ», также считает, что российским производителям может помочь сотрудничество с западными партнерами: «Шансы остаться на плаву есть у всех крупных производителей, если они совместно с иностранцами разработают новые модели, заменят устаревшее оборудование, технологии современными и договорятся с поставщиками комплектующих».

Отечественные заводы, как отмечают эксперты, осознают нависшую над ними угрозу и ищут точки соприкосновения с иностранцами. К примеру, АвтоВАЗ отказался от планов по выводу на рынок двенадцати моделей легковушек и одного внедорожника, разрабатываемых самостоятельно. Вместо этого в 2006 г. завод договорился с канадским производителем автокомпонентов Magna совместно разработать модель класса С и построить новый сборочный завод (производительность — 250 тыс. авто, инвестиции — $800 млн). Новую модель должны пустить в тираж в 2009 г. По слухам, руководство АвтоВАЗа ведет переговоры с компанией Renault: вероятно, завод будет собирать и Renault Logan.

Другой крупный производитель, Горьковский автомобильный завод, в 2006 г. заключил соглашение с DaimlerChrysler о выпуске легковых автомобилей, в рамках которого в США приобретены активы сборочного предприятия «Стерлинг-Хиллз». Оборудование перевезут на ГАЗ, где создадут выделенное сборочное предприятие. Это позволит нижегородскому заводу с 2008 г. выпускать легковые автомобили на базе моделей Chrysler Sebring и Dodge Stratus под собственным брендом (65 тыс. шт. в год).

Екатеринбургские игроки выразили уверенность, что, несмотря на падение продаж, российским производителям удаст¬ся сохранить существенную долю. «Отечественный автомобильный рынок ждут годы бурного роста. Прогнозы таковы, что даже если все сборочные заводы России выйдут на заявленные мощности, то все равно места хватит всем», — убеждена Анна Землина.

эксперты
Анна Землина
директор по развитию группы компаний «Ландо»
Андрей Карпов
директор по продажам ОАО «Екатеринбург-Лада»
Виктор Контеев
вице-мэр Екатеринбурга
Наталья Седова
руководитель направления кредитования и страхования автосалона «Автоном»
Мария Стратечук
генеральный директор ООО «Автоспецмаш»
Сергей Тарасов
директор автосалона «Уральские автомобили»
Татьяна Убакова
руководитель отдела продаж автоцентра «Июль»



Журнал "Деловой квартал - Екатеринбург"
Автор: Сергей Панин


Комментарии:
 Добавление сообщения
 Текст: 
 Автор: 
 E-mail: 



Аналитика
Новости
На главную страницу
Подняться в верх страницы
Написать письмо редактору сайта
Rambler's Top100