promedia.ru media-online.ru radio-online.ru ambient.media-online.ru customline.ru webcom-media.ru
Аналитика
26 апреля 2007 | 12:41

Ульяновск: лидеры все те же

Версия для печати
Комментарии [ 1 ]
Игроки «первой десятки» среди печатных СМИ не меняются уже 5 лет

Ульяновск – достаточно крупный город, население которого составляет более 1, 4 миллиона человек. Сегодня в Ульяновской области выходят несколько десятков печатных изданий. Официально зарегистрированы на территории области более 200 СМИ.

Среди сотрудников местных СМИ наряду с профессиональными журналистами работают люди без специального образования, пришедшие в журналистику по разным причинам. Причиной тому является то, что сфера журналистского образования в области находится на стадии своего становления. Вузы, имеющие в своем составе кафедры и отделения журналистики, располагают весьма скудной научно-практической базой и испытывают дефицит опытных преподавателей и сотрудников.

Чтобы исправить сложившееся положение, в 2005 году в Ульяновске открылась профессиональная школа журналистики - первый в регионе негосударственный международный проект в сфере образования «International School of Journalism&Communication» (ISJC). Школа начала подготовку специалистов не только в области СМИ, но и в области международной журналистики и иностранных языков. Проект является уникальным, потому что впервые обучение концептуально объединено с приобретением практического навыка и реальным международным сертифицированием.

Слушатели ISJC осваивают базовый курс «Современная журналистика», либо выбирают дополнительные факультативные предметы. Занятия проводят доктора и кандидаты наук, журналисты-практики ведущих СМИ региона. Кроме теоретических курсов в ISJC существует практика – мастер-классы и workshops. Молодые журналисты получают уникальную возможность участвовать в выпуске телепередач, публиковаться на страницах ульяновских изданий наравне с более опытными коллегами.

По окончанию любого из курсов – от начинающего до профессионального – молодые журналисты получают сертификат международного образца.
Юношеские и молодежные СМИ Ульяновской области находятся в зачаточном состоянии, тогда как в других регионах подобные издания занимают лидирующие позиции в одном списке с общественно-политическими. Объединение в 2005 году юношеских СМИ в Ассоциацию начинающих журналистов Ульяновской области «Inформат» стало выходом из сложившейся ситуации. В нее вошли более 20 учебных заведений области с собственными газетами, радио, телепередачами и те учебные заведения, которые лишь планируют их создать. «Inформат» взял на себя оказание практической и теоретической помощи в создании школьных пресс-центров, налаживание контактов среди начинающих журналистов с городскими, областными и федеральными СМИ, организацию и проведение конкурсных работ, создание информационного банка данных по формам и методам работы по проекту. Кроме того, в ведении созданной структуры - организация круглых столов, брифингов и дискуссий по проблемам, связанным с современными юношескими и молодежными СМИ. Вхождение в Ассоциацию не строится на коммерческой основе, вступить в нее может любой желающий.

ПЕЧАТНЫЕ СМИ

В области зарегистрировано более 200 печатных изданий, но регулярно выходят всего несколько десятков. Невысокая динамика наполнения рынка в этой среде укрепляет позиции тех, кто успел занять соответствующую нишу. Поэтому ситуация с лидерством среди печатных СМИ стабильна. По данным медиаизмерения, проведенного ульяновским маркетинговым центром «Артефакт», в конце 2005-2006 годов в десятку лидеров среди информационно-публицистических изданий входили газеты: «Комсомольская правда – Ульяновск», «Аргументы и факты в Ульяновске», «Молодежная газета», «Жизнь», «Симбирский курьер», «Симбирские известия», «Народная газета», «Ульяновская неделя». Эта рейтинговая картина почти на сто процентов соответствует расстановке сил пятилетней давности. Такая устойчивость не случайна. Сложное экономическое положение региона, слабость рекламного рынка не способствуют динамичному пополнению газетного пространства. Отсюда - постоянство рейтингов и соответствующая специфика.

В категории рекламных и рекламно-информационных изданий, по данным «Артефакта», устойчиво лидируют газеты: «Мозаика», «Из рук в руки», «Сити-Симбирск», «Все для Вас». В категории «информационно-развлекательные издания»: «Телесемь», «Женские известия», «Дыхание земли».
Самой тиражной из числа продаваемых газет является телегид «Телесемь». В нише СМИ бесплатного распространения наибольший тираж у газеты «Мозаика».
«Симбирский курьер» - единственное негосударственное издание в секторе местной общественно-политической прессы, выходящей от двух раз в неделю. Соучредителем остальных – «Народной газеты» и «Ульяновской правды» - выступает правительство области. Газеты - филиалы областного государственного учреждения (ОГУ) «Объединенная редакция». Кроме них структурными подразделениями ОГУ являются литературно-краеведческий, культурно-просветительский журнал «Мономах», детский журнал «Симбик», спортивное приложение к «Народной газете» - «Чемпион», 21 районная газета и газеты на национальных языках - чувашкая «Канаш», татарская «Эмет», мордовская «Ялгат».

ОГУ «Объединенная редакция» - крупнейшая ульяновская структура по количеству печатных СМИ. В коммерческой нише таковой является рекламная группа «Мозаика», объединяющая более 10 предприятий, в том числе, издательского профиля. Помимо рекламно-информационной газеты «Мозаика» предприятия группы выпускают журнал «Деловое обозрение», региональные вкладки газет «Комсомольская правда» («КП – Ульяновск» в городе с 1995 г.), «Аргументы и факты» («АиФ в Ульяновске» - с 1995 г.). Первое СМИ Группы - газета «Мозаика» - была первым рекламным изданием бесплатного распространения в Ульяновске, и долгое время оставалась монополистом. Проекты такого плана периодически возникали, но не надолго. В итоге, сегодня конкурентная среда «Мозаики» ограничивается газетой «Сити-Симбирск», которая в 2004 году появилась в структуре другого местного медиагиганта – группы компаний «2х2 на Волге», состоящей из нескольких электронных СМИ.

Сейчас «2х2 на Волге» укрупнился. В результате его объединения с чебоксарским «Местным медиахолдингом» возникла «Волжская медиакомпания» в составе четырех телеканалов, пяти радиостанций и двух газет («Московский комсомолец в Чебоксарах» и «Сити-Симбирск» в Ульяновске).

Также в холдинге рассматривается вариант запуска в Ульяновске новой газеты тиражом до 10 тысяч. «Возможно, мы откроем общественно-политическую газету, но она будет направлена не на зарабатывание денег, а на развитие имиджа холдинга», - рассказывает Владислав Советкин, член совета директоров «Волжской медиакомпании». Одна из причин такого «некоммерческого» подхода – в ограниченных возможностях местного печатного рынка. Он, как считает Владислав Советкин, малопривлекателен для инвесторов.
В области множество районных газет, рассчитанных на сельскую аудиторию и выходящих строго территориально.

На фоне заполненности газетного поля эксперты не говорят о самоокупаемости местной прессы. «По моим данным, абсолютное большинство газет убыточно и держится за счет каких-либо вливаний. За одними стоят олигархи, за другими – политические структуры, за третьими – местная власть. Ульяновск очень провинциальный. Рекламный рынок города катастрофически слабый. Здесь нет реальной конкуренции между бизнесом», - характеризует местную специфику Арам Габрелянов, генеральный директор ОАО «Ньюс медиа» (газеты «Жизнь за всю неделю», «Твой день»). Напомним, что в начале 90-х ныне общероссийская газета «Жизнь» появилась в Ульяновске и именно оттуда начала строить региональную сеть. В настоящее время, по информации ОАО «Ньюс медиа», ульяновский выпуск «Жизни за всю неделю» имеет самый высокий тираж (38050 экз.) среди ближайших конкурентов – «Комсомольской правды - Ульяновск» и «Аргументы и факты в Ульяновске».

Об активизации журнального рынка в Ульяновске не говорят. Развитие называют медленным, но стабильным. Журналов в области не более десяти. У всех низкий рейтинг и малый охват аудитории. Изданий, усиливающих свои позиции, по сути, два – «Деловое обозрение» для бизнес-аудитории и молодой городской журнал «Рандеву».

В 2006 году с появлением журналов «Федеральная власть: Ульяновск » (выходит под эгидой главного федерального инспектора по Ульяновской области) и «Ульяновск-Агро» (при поддержке министерства сельского хозяйства области) начала заполняться ниша ульяновской деловой прессы, где сравнительно давно (с 1997 г.) и стабильно работает только один журнал – ежемесячное «Деловое обозрение», издаваемое медиахолдингом «Мозаика».

Перспективу рекламных журналов в Ульяновске видят в сегментации. Такой путь, в частности, уже избрали в ООО «Региональная информационная система», издающем еженедельный ценовой каталог «Товары и цены Ульяновской области» (выходит с 1998 г.). Год назад издатель выпустил автомобильный журнал бесплатного распространения «Авто рейд», в начале 2007-го вывел на рынок так же бесплатный журнал «Мебель и цены».

Развитие рынков, в свою очередь, повлекло появление специализированных изданий. Так, еще с конца 90-х в Ульяновске присутствует межрегиональная газета «Стройка» - сначала в качестве общего поволжского, а затем сугубо ульяновского выпуска. До недавнего времени выходил журнал «Строительный рынок России», выпуск которого временно приостановлен.
В целом, новые журналы в Ульяновске – явление нередкое. По свидетельству участников рынка, в среднем глянцевые издания появляются каждые несколько месяцев. Однако срок их существования, как правило, недолгий. Серьезных долгосрочных проектов в городе единицы.

ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ

На телевизионном рынке Ульяновска кроме государственной телерадиокомпании «Волга» (филиал ВГТРК) работают несколько коммерческих – «Репортер» (сетевой партнер «ТВ-Центр»), «Симбирск – Эфир Плюс» (сетевой партнер ТНТ), «Телеканал «2Х2» на Волге (сетевой партнер «СТС») и несколько операторов кабельного телевидения.

по мнению некоторых экспертов, телевизионный рынок в Ульяновске развит неплохо, каналов для города достаточно, информационное предложение обширное. Более критичен генеральный директор ТРК «Репортер» Юрий Старостин. По его словам, состояние ульяновского телевидения оставляет желать лучшего, и дело здесь не в количестве, а в качестве. «Телевидение должно быть неангажировано, а с этим у нас трудно, как и по всей России», - считает Юрий Старостин.

Зона вещания ТРК «Репортер» - областной центр плюс сто километров. На расширение зоны вещания пока средств нет. Сотрудники телекомпании занимаются социальной журналистикой. Кроме местных новостей «Репортер» делает аналитические программы. Из сетевых партнеров владельцы канала принципиально выбрали «ТВ-Центр» за близкую идеологию.

«2Х2» на Волге» работает в Ульяновске на восьмом метровом канале, его потенциальная аудитория – 900 тысяч человек. Канал впервые вышел в эфир в мае 1993 года как филиал московской телерадиокомпании «2Х2», и стал вторым на рынке коммерческого телевидения Ульяновска. В июне того же года у канала появился первый рекламодатель, а с сентября они вышли на уровень самоокупаемости. Сегодня ЗАО «Телеканал «2x2» на Волге» в качестве самостоятельного предприятия входит в группу компаний «2x2». Это - единственная в Ульяновске медиагруппа, объединяющая печатные (газета бесплатных объявлений «Сити-Симбирск») и электронные СМИ (ЗАО «Телекомпания «Русский проект» в составе телеканала «MTV-Ульяновск», радиостанции «Радио 2x2» и ульяновские «Авторадио» и «Радио 7 На Семи Холмах»). В группу входят рекламные агентства «Видео-Сервис» и «Видео Интернешнл-Ульяновск». Последнее с 2001 года эксклюзивно продает рекламу в СМИ группы «2x2» и на телеканалах «Первый канал», «Россия» и «НТВ».

На радиорынке Ульяновска работают 9 радиостанций. Из них две местных - «Радио «2x2» и «Симбирский спутник» - и семь сетевых: «Радио России», «Европа Плюс», «Русское радио», «Радио Шансон», «Авторадио», «Радио 7 На Семи Холмах», «LOVE RADIO».

Большинство станций поделены между двумя крупными холдингами — группой компаний «2x2» и телерадиокомпанией «Европроект». На долю первого приходится чуть больше 30 процентов рынка радиорекламы, на долю второй - порядка 60.
В составе группы «2x2» - первая в Ульяновске местная FM-радиостанция «Радио «2x2». Это музыкально-информационное радио, его целевая аудитория – слушатели от 16 до 35 лет. Радиостанция вещает в городе Димитровграде (дочерняя станция, которая ретранслирует основную). С учетом Димитровграда «Радио «2x2» охватывает вещанием 1100 тысяч человек. Потенциальная аудитория сетевых станций этой группы - «Авторадио» и «Радио 7 На Семи Холмах» - по 800 тысяч.

Телерадиокомпания «Европроект» началась с радиостанции «Европа Плюс - Ульяновск», которая вещает в городе с 1994 года и является первым местным сетевым проектом. «Европа Плюс - Ульяновск» занимает первое место в городе по количеству слушателей. Лидерство объясняется привлекательным форматом и наибольшей зоной вещания, а также профессионализмом сотрудников местной «Европы».

Кроме «Европы Плюс» в «Европроект» входят ульяновские «Русское радио» и «Радио Шансон». Зона охвата всех станций по лицензии - Ульяновск и 100-километровая зона вокруг него.
Владельцы радиобизнеса заинтересованы в открытии новых радиостанций. Так, например, сравнительно недавно в Ульяновске начало вещание радио «Культура».
Журнал "Новости СМИ"


Комментарии:
 Добавление сообщения
 Текст: 
 Автор: 
 E-mail: 



|21 декабря 2007  |  18:01
Аналитика
Новости
На главную страницу
Подняться в верх страницы
Написать письмо редактору сайта
Rambler's Top100